10 класс
ПРИМЕРНЫЙ КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН уроков литературы (профильный уровень) 10 класс
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Дата прохождения |
Виды, формы контроля |
||
всего |
Контрольные, практические работы и т.п. |
план |
факт |
|
|
1. Введение. Выявление уров-ня литературного развития учащихся |
1 |
||||
2. Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века |
1 |
||||
3. Личность и судьба Держа-вина. Основные этапы его жизни творчества. Стихотво-рения «Ключ», «Бог», «Рус-ские девушки» |
1 |
||||
4. Традиции и новаторство в творчестве Державина. Ода «Фелица» |
1 |
||||
5 - 6. Романтизм в Европе и в Америке |
2 |
||||
7. Личность и судьба Жуковского. Романтические произведения поэта. Развитие жанра баллады. |
1 |
||||
8. Развитие речи. Обучение анализу лирического текста при изучении стихотворений Жуковского «Море» и «Эоло-ва арфа» |
1 |
1Р/Р |
Анализ стихотворения |
||
9. К.Н. Батюшков: страницы жизни и творчества |
1 |
||||
10. Философские элегии Ба-тюшкова. Трагизм мировос-приятия и пути его преодоле-ния. |
1 |
||||
11. Художественный мир русской романтической поэ-зии. Подготовка к домашнему сочинению по лирике Держа-вина, Жуковского, Батюшко-ва |
1 |
||||
12. А.С. Пушкин. Жизнь и основные этапы творческого пути. Гуманизм лирики Пушкина |
1 |
||||
13-14. Романтическая лирика Пушкина периода южной и михайловской ссылок. «Пога-сло дневное светило…», «Я пережил свои желанья…», |
2 |
||||
15. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Поэт». |
1 |
||||
16. Эволюция темы свободы и рабства в лирике Пушкина. «Вольность», «Свободы сея-тель пустынный», «Из Пинде-монти» |
1 |
||||
17-18. Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти. «Элегия»(«Безумных лет угасшее веселье…»), «По-ра, мой друг, пора! Покоя сердце просит…», «Вновь я посетил…», «Отцы пустыни-ки и жены непорочны…» |
2 |
||||
19. Тема дороги в лирике Пушкина и её философский смысл. «Зимняя дорога», «В поле чистом серебрится…», «Дорожные жалобы», «Телега жизни». |
1 |
||||
20. Петербургская повесть Пушкина «Медный всадник». Человек и история в произве-дении. Роль вступления к поэме. |
1 |
||||
21. Тема «маленького челове-ка» и его социальный протест в поэме «Медный всадник». |
1 |
||||
22. Образ Петра I как царя – преобразователя в поэме «Медный всадник». Социаль-но – философские проблемы поэмы. |
1 |
||||
23 – 24. «Борис Годунов» А.С. Пушкина как историческая трагедия. Основной конфликт трагедии. Царь, бояре, дворя-не как противоборствующие социальные силы. |
2 |
||||
25 – 26. Вечные вопросы бытия в драматическом цикле Пушкина «Маленькие трагедии». |
2 |
||||
27 – 28. Повторение романа Пушкина «Евгений Онегин» |
2 |
||||
29. Развитие реализма в прозе Пушкина 1830-х гг.«Повести Белкина» как прозаическийцикл. |
1 |
||||
30 – 31. Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина. |
2 |
1К/Р |
Контрольная работа |
||
32. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова. Эволюция его отношения к поэтическому дару. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Есть речи – значенье…» |
1 |
||||
33. Молитва как «жанр» в ли-рике М.Ю. Лермонтова. «Мо-литва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…», «Благо-дарность». |
1 |
||||
34.Тема жизни и смерти в ли-рике М.Ю. Лермонтова. Ана-лиз стихотворений«Валерик», «Завещание», «Сон». |
1 |
||||
35. Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Трагическая судьба человека и поэта в бездуховном мире. «Как часто пестрою толпою окружен…», «Выхожу один я на дорогу» |
1 |
||||
36. Адресаты любовной лири-ки М.Ю. Лермонтова. «Я не унижусь пред тобою…» |
1 |
||||
37. Своеобразие художествен-ного мира лирики М.Ю. Лер-монтова. Подготовка к до-машнему сочинению по ана-лизу одного стихотворения. |
1 |
||||
38 – 39. М.Ю. Лермонтов. «Маскарад» как романтичес-кая драма. Проблема гордости и одиночества. Конфликт героя со светским обществом. |
2 |
||||
40 – 41. М.Ю. Лермонтов. «Демон»: замысел, особен-ности сюжета и композиции. Герои поэмы. Образ Демона в творчестве Лермонтова. |
2 |
||||
42 – 43. Повторение романа «Герой нашего времени». Классное сочинение по твор-честву М.Ю. Лермонтова. |
2 |
||||
44-45. Развитие речи. Клас-сное сочинение по творчест-ву М.Ю. Лермонтова |
2 |
2 Р/Р |
Сочинение |
||
46. Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. Народная фанта-стика в ранних романтичес-ких произведениях. Героичес-кое и комическое в сборнике «Миргород». Проблематика и поэтика комедии «Ревизор» |
1 |
||||
47 – 48. Н.В. Гоголь.«Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода. Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невс-кий проспект» |
2 |
||||
49-50. Н. В. Гоголь. «Порт-рет». Проблематика и поэтика повести. |
2 |
||||
51. «Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Образ «малень-кого человека» в «Петербург-ских повестях». |
1 |
||||
52. Повторение поэмы «Мертвые души» |
1 |
||||
53. «Выбранные места из переписки с друзьями» и их место в творческом пути Гоголя. «Письмо к Гоголю» Белинского. |
1 |
||||
54 – 55. Развитие речи. Классное сочинение по творчеству Н.В. Гоголя. |
2 |
2 Р/Р |
Сочинение |
||
56. Обзор русской литературы 1850 – 1880гг. Её основные проблемы. Традиции и нова-торство русской поэзии. Эволюция национального театра. |
1 |
||||
57. Н.Г. Чернышевский. Жизнь, творчество, эстетичес-кие взгляды. Роман «Что де-лать?». Система образов. Смысл снов, иллюзий и утопий в художественной структуре романа. |
1 |
||||
58.Роман «Что делать?» Структура романа. Система обазов. Идеал будущего общества |
1 |
||||
59-60. Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. «Silentium!», «Не то, что мните вы природа…»,«День и ночь», «Осенний ве-чер», «Природа – сфинкс…» |
2 |
||||
61.Политические и философ-ские взгляды Ф.И. Тютчева. Тема России в его творчестве. |
1 |
||||
62. Развитие речи. Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Обуче-ние сопоставительному анна-лизу стихотворений. |
1 |
1 Р/Р |
Анализ стихотворения |
||
63 – 64. А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутвержда-ющее начало в лирике приро-ды. |
2 |
||||
65. Размышления о поэтичес-ком даре в лирике Фета. «Как беден наш язык!...» |
1 |
||||
66. Любовная лирика Фета. Импрессионизмпоэзии Фета. |
1 |
||||
67. Развитие речи. Сопоставительный анализ стихов Тютчева и Фета. Осо-бенности их поэтического стиля. Домашнее сочинение по лирике поэтов. |
1 |
1 Р/Р |
Сочинение (анализ стихо-творения |
||
68. А. К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого. |
1 |
||||
69. Природа и любовь в лири-ке А.К. Толстого. Романсы на стихи Толстого. |
1 |
||||
70. Урок контроля. Анализ одногостихотворения рус-ского поэта середины XIX века (по выбору учащихся). |
1 |
1 К/Р |
Анализ стихотворения |
||
71. Реализм в литературе Европы и Америки |
1 |
||||
72. Ги де Мопассан. «Оже-релье». Особенности жанра. Психологические проблемы и мастерство композиции но-веллы. |
1 |
||||
73. Генрик Ибсен. «Куколь-ный дом». Социально – нрав-ственные проблемы пьесы. |
1 |
||||
74. И.А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обы-кновенная история» - «Обло-мов» - «Обрыв». Особенности композиции романа. Социаль-но – нравственная проблема-тика. |
1 |
||||
75. Обломов – «коренной народный наш тип». Герои романа в их отношении к Обломову. |
1 |
||||
76. «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. |
1 |
||||
77 – 78. Роман «Обломов» в русской критике. |
2 |
||||
79 – 80. Зачетная работа за первое полугодие. |
2 |
1 зачет |
Тест формат ЕГЭ |
||
81. А. Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции рус-ской драматургии в творчест-ве писателя. |
1 |
||||
82. Драма «Гроза». История создания, система образов. Своеобразие конфликта. Смысл названия. |
1 |
||||
83. «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». |
1 |
||||
84. Протест Катерины против «темного царства». Нраствен-ная проблематика пьесы. Ана-лиз эпизода. |
1 |
||||
85-86. Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Пьеса в оцен-ке Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева. Подготовка к дома-шнему сочинению. |
2 |
||||
87-88. Любовь в пьесах А.Н. Островского «гроза», «Снегу-рочка», «Бесприданница» |
2 |
||||
89 – 90. А.Н. Островский. «Лес», Проблематика, конф-ликт, композиция, система образов. |
2 |
||||
91. Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. |
1 |
||||
92. Героическое и жертвенное в образе разночинца – народо-любца. «Рыцарь на час», Пророк» и др. |
1 |
||||
93. Н.А. Некрасов о поэтичес-ком труде. Поэтическое твор-чество как служение народу. |
1 |
||||
94. Особенности поэтических интонаций в лирике Некрасо-ва. |
1 |
||||
95. Тема любви в лирике Н.А. Некрасова. Её психологизм и бытовая конкретизация. |
1 |
||||
96. «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка». |
1 |
||||
97 – 98. Многообразие кресть-янских типов в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Обра-зы помещиков и их идейный смысл. |
2 |
||||
99. Образы народных заступ-ников в поэме «»Кому на Ру-си жить хорошо». Гриша Добросклонов – центральный образ поэмы. |
1 |
||||
100. Фольклорные традиции поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Особенности языка поэмы. Подготовка к домаш-нему сочинению по творчест-ву Н.А. Некрасова. |
1 |
||||
101. И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотни-ка» и их место в русской ли-тературе. |
1 |
||||
102. И.С. Тургенев – созда-тель русского романа. Проб-лематика и поэтика одного из романов писателя. История создания романа «Отцы и дети». |
1 |
||||
103.Духовный конфликт поколений и мировоззрений в романе «Отцы и дети». Базаров – герой своего времени. |
1 |
||||
104. «Отцы» и «дети» в рома-не «Отцы и дети». Сторонни-ки и противники Базарова. |
1 |
||||
105. Любовь в романе «Отцы и дети» |
1 |
||||
106. Развитие речи. Анализ эпизода «Смерть Базарова» |
1 |
1 Р/Р |
Анализ эпизода |
||
107 – 108. Споры критиков вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочинению. |
2 |
||||
109.Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество писателя. Этапы творческого пути. Духовные искания. |
1 |
||||
110-11. Правда о войне в «Се-вастопольских рассказах» Л.Н. Толстого. |
2 |
||||
112. История создания романа «Война и мир». Особенности жанра романа-эпопеи. Образ автора в романе. |
1 |
||||
113 – 114. Жизненные иска-ния Андрея Болконского и Пьера Безухова. |
2 |
||||
115. Женские образы в романе «Война и мир» |
1 |
||||
116. Семья Ростовых и семья Болконских. |
1 |
||||
117-118. Тема народы в романе «Война и мир». Философский смысл образа Платона Каратаева. |
2 |
||||
119. Кутузов и Наполеон: сопоставительный анализ образов. |
1 |
||||
120-121. Проблема истинного и ложного в романе «Война и мир» |
2 |
||||
122-123. Художественные особенности романа «Война и мир» |
2 |
||||
124-125. Духовные искания Л.Н. Толстого и их отражение в позднем творчестве писате-ля. Обзор романов «Анна Ка-ренина», «Воскресение», повести «Хаджи –Мурат» |
2 |
||||
126-127. Развитие речи. Классное сочинение по творчеству Л.Н. Толстого». |
2 |
2 Р/Р |
Сочинение |
||
128. Ф.М. Достоевский. Жиз-нь и судьба. Этапы творческо-го пути. Идейные и эстетиче-ские взгляды. |
1 |
||||
129.Образ Петербурга в рус-ской литературе. Петербург Ф.М. Достоевского. |
1 |
||||
130-131. История создания романа «Преступление и на-казание». «Маленький чело-век» в романе «Преступление и наказание», проблема соци-альной несправедливости. |
2 |
||||
132-133. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Тео-рия Раскольникова. Истоки его бунта. |
2 |
||||
134. «Двойники» Раскольни-кова. |
1 |
||||
135. Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Сопоставление Раскольни-кова и Сони. |
1 |
||||
136. Композиционная роль эпилога в романе «Преступле-ние и наказание». |
1 |
||||
137-138. Мастерство Ф.М. Достоевского в романе. Поли-фонизм романа. Оценка рома-на в статье Н.И. Страхова. Подготовка к домашнему сочинению. |
2 |
||||
139-140. Обзор романа «Иди-от». Проблемы и герои рома-на. |
2 |
||||
141-142. М.Е. Салтыков – Щедрин». Жизнь и творчес-тво. Проблематика и поэтика сказок Салтыкова – Щедрина. |
2 |
||||
143-144. М.Е. Салтыков – Ще-дрин «история одногогоро-да». Замысел, история созда-ния, жанр и композиция рома-на. Образы градоначальников. |
2 |
||||
145. Особенности стиля Сал-тыкова – Щедрина. Подготов-ка к домашнему сочинению. |
1 |
||||
146. Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. Личность и судь-ба писателя. |
1 |
||||
147. «Очарованный стран-ник». Внешняя и духовная биография Ивана Флягина. |
1 |
||||
148. Поэтика названия сказа «Очарованный странник». Особенности жанра и компо-зиции. Язык и стиль произве-дения. |
1 |
||||
149. Н.С. Лесков. «Тупейный художник». Самобытный ха-рактер и необычная судьба русского человека. |
1 |
||||
150. «Две Катерины» (по пье-се А.Н. Островского «Гроза» и рассказу Н.С. Лескова «Ле-ди Макбет Мценского уезда») |
1 |
||||
151. Россия в 1880-1890-х гг. Идеологическая и политичес-кая обстановка в стране. Тво-рчество писателей-классиков. Особенности прозы и поэзии конца XIX века. |
1 |
||||
152. Судьба и творчество осе-тинского поэта Коста Хетагу-рова. Основные темы твор-чества. Сборник «Осетинская лира» («Ирон фандыр»). |
1 |
||||
153-154. Символизм в Европе. А.Рембо. «Пьяный корабль». Формирование художествен-ных идеалов символизма в русской литературе 1880-1890гг. |
2 |
||||
155. А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов начала 1880-х гг. |
1 |
||||
156. Проблемы прозы А.П. Чехова 1880-х гг. «Палата №6», «Студент» |
1 |
||||
157. Развитие речи. Пробле-мы рассказов А.П. Чехова 1890-х гг. Анализ рассказов «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья», «Душечка» |
1 |
1 Р/Р |
Анализ рассказов |
||
158. Многообразие философс-ко -психологической пробле-матики в прозе зрелого Чехо-ва. «Скучная история», «Слу-чай из практики», «Черный монах». |
1 |
||||
159. А.П. Чехов. Проблемати-ка и поэтика цикла рассказов «Маленькая трилогия»: «Че-ловек в футляре», «Крыжов-ник», «О любви». |
1 |
||||
160. Душевная деградация человека в рассказе А.П. Чехова «Ионыч». |
1 |
||||
161. Особенности драматур-гии А.П. Чехова. |
1 |
||||
162 – 163. А.П. Чехов. «Виш-невый сад»: история созда-ния, жанр, герои. Разрушение дворянского гнезда. |
2 |
||||
164. Символ сада в комедии «Вишневый сад». Подготовка к домашнему сочинению |
1 |
||||
165. Своеобразие чеховского стиля. |
1 |
||||
166 – 167. Зачетная работа за второе полугодие |
2 |
1 Зачетная работа |
Тест в формате ЕГЭ |
||
168-169. Итоговые уроки. Нравственные уроки русской и зарубежной литературы XIX века. |
2 |
||||
170. Итоги года и задание на лето. |
1 |
||||
ИТОГО: |
170 часов |