Скачать документ

Учитель русского языка и литературы

МОБУ «Агалатовская СОШ»

Всеволожского района

Ленинградской области

Иванова Татьяна Владимировна

МАСТЕРСКАЯ ТВОРЧЕСКОГО ПИСЬМА «КРУГ ТРУДА»

( по стихотворению В. Брюсова «Труд»)

  • Индуктор.
  1. Запишите (на выбор):

а) ассоциации к слову «труд»;

б) дайте определение слова «труд».

Примеры ассоциаций

Труд – занятия, учение в школе, результаты, умения, работа, усердие, желание,уроки, домашнее задание, старательность, сила, группа, помощь, упорство, терпимость, школа, колхоз, люди, работающие на поле, учить, помогать людям, школьный предмет, общество, дружба, станки, уборка, вычислять, каторжный, помощь родителям, ответственность, творчество, радость, сплоченность, польза.

Примеры определений

Труд – старательная работа, при которой люди выкладываются полностью.

Труд – это когда человек стремится добиться цели в жизни. Труд – это работа.

Труд – это когда кто-то помогает кому-то.

Труд – работа человека, которую он желает выполнять.

Труд – когда человек делает какое-либо дело с душой, от всего сердца, очень стараетсявыполнить это. Труд бывает разный (физический, моральный).

Труд – работа, полезная для общества.

II.Деконструкция.

  1. Чтение стихотворения В.Я. Брюсова «Труд». Составление таблицы.

Во время первого чтения выписать ключевые слова ( 1-я колонка).

Второе чтение – выписать слова, с которыми рифмуется слово «труд» (2-я колонка).

Третье чтение – выписать все эпитеты, относящиеся к слову «труд» (3-я колонка).

  1. Просмотрев записи первых трёх колонок, сформулировать основную мысль стихотворения.

Примеры ключевых слов

Священное слово «труд»;круг труда;все довольство жизни создано трудом; все – наследие трудов; все искусства, знанья, книги – воплощенные труды; право на место в жизни тем, чьи дни в трудах; труженикам -слава; труженикам – венок в веках; радость в душу льётся всех, кто бодро встал к труду; каждый награждён, если труд с успехом завершен.

Примерырифм

Жгут – труд, когда? труда, трудом – дом, поездов – трудов, труды – следы, в трудах – в веках, звезду – к труду.

Примеры эпитетов

Воплощенные, скромный, малый

Основная мысль стихотворения

Труд приводит к открытию, к новому. Всё – наследие трудов.

Труд – это главное на Земле, не было бы труда, человек оставался бы троглодитом.

Всё, что есть вокруг нас, - воплощение труда.

Труд – воплощение мысли человека.

Труд – основа жизни.

Нет священней слова «труд».

  1. Повторное чтение стихотворения В. Я. Брюсова «Труд». Составление таблицы:

1-я колонка – выписать слова, которые созвучны вашему настроению, которые больше всего впечатляют вас. Подчеркнуть два наиболее понравившихся.

2-я колонка – выписать первое из двух понравившихся слов и к нему подобрать ряды различных ассоциаций: по цвету, по звуку, по смыслу; синонимы, антонимы.

3-я колонка – записать второе слово по слогам и из слогов и букв, входящих в это слово, создать новые слова.

4.Ещё раз подчеркнуть любые два слова, соединить их в словосочетание.

Записать словосочетание посредине строки. Это название вашего текста.

Зачитывают по очереди получившиеся словосочетания.

Примеры заглавий

Награждённым слава. Великая победа. Светлая вера. Наследие трудов. Учебный день. Торжественный танец. Усатый троглодит. Удачная победа. Победный клич. Счастливая победа. Вера в искусство. День Победы. Счастливый оптимист. Яркое желание. В мире слов. Дар тружеников. Победные труды. Довольство жизни.Помощь обществу. Золотые труженики. Малый зал. Ударный венок. Уважение смысла.

III.Реконструкция.

Создание текста из слов, накопленных в мастерской.

  • Социализация.
  • Рефлексия.

Чтение учащимися составленных текстов.

Примеры текстов.

ВЕРА В ИСКУССТВО

Каждый человек должен верить в искусство. Благодаря искусству, мы живём в красивых домах, видим красивые картины, читаем интересные книги. Искусство всегда останется в веках, если ты вложил в него душу и старания. Создатели этого труда навсегда вошли в историю. Искусство останется навсегда!(Юля Р.)

УСАТЫЙ ТРОГЛОДИТ

Усатый троглодит жил в пещере совсем один, если не считать мух. Так он и жил, пока однажды не переел разнообразных животных: мамонтов, тараканов и кроликов. И он провёл весь день в трудах, пытаясь добыть пищу. И только когда потрудился, понял, что такое труд. И мог с полной уверенностью назвать себя человеком и тружеником. (Аня С.)

ВЕЛИКАЯПОБЕДА

Рабочие так не хотели начинать работу. Им надо было построить мост. Они медленно работали, но один из них встал на стул и попросил его выслушать. Он сказал, что если они быстро построят мост, то это будет великая победа. Он вдохновил всех рабочих, и через полтора месяца мост был готов. Вот поехала первая машина. Все замерли в ожидании. Когда машина остановилась, рабочие закричали: «Ура! Великая победа!» (Витя Я.)

СЧАСТЛИВЫЙ ОПТИМИСТ

Жил-был на свете человек. Он был оптимистом. Однажды пошел он в лес и заблудился. Долго бродил по лесу. Вдруг перед ним появилось здание необычайной красоты. Он зашел внутрь и увидел волшебника, который сидел на золотом троне. «Я знаю, что ты несчастливый, - сказал маг, - жизнь твоя мрачна, полна неудач. А знаешь почему?»

«Нет». – ответил человек. «Да потому, что ты лентяй и не хочешь трудиться!» - воскликнул волшебник. «Не правда! Я не лентяй! – крикнул оптимист. – Просто мне нельзя работать, так как это вредно». «А вот ты попробуй, поработай». И оптимист вдруг очутился дома. С этого дня он начал усердно работать и стал счастливейшим человеком в мире. (Антон В.)

Проводится письменно и устно.

Примеры высказываний учащихся

  • Надо проводить мастерские, так как это занимательно, познавательно и интересно, они подталкивают к труду.
  • Было интересно. Понравилось слушать тексты (было весело). Сложно было подбирать ключевые слова(их не так уж и много). Думаю, мастерские нужны.
  • Мастерские нужно проводить чаще, чтобы ребята лучше узнали друг друга.
  • Я узнал много нового и понял смысл слова «труд». Я хочу, чтобы было больше таких мастерских.
  • Больше всего понравилось слушать тексты и составлять таблицы.
  • Понравилась «игра» со словами.
  • Удивило разнообразие мастерской (заданий много). Надо проводить мастерские чаще.
  • Понравилось. Особенно вторая часть. Трудно составлять слова.
  • Мастерские лучше, чем простой урок.
  • Я надеюсь, что мастерских будет больше.
  • Понял полное значение слова «труд». Понравились рассказы товарищей.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

(рефлексия «мастера»)

Мастерская проведена. Что чувствую? Что удивило? Буду ли дальше идти по этому пути?

На мой взгляд, мастерская удалась. Она позволила не только провести анализ стихотворения (ключевые слова, рифмы, эпитеты, формулирование основной мысли), но и способствовала «раскрытию» ребят.

Первые задания выполнялись без особых эмоций, если не считать, что все-таки было у некоторых удивление, когда слышали при чтении ассоциаций те слова, что были и у них.

При работе с ключевыми слова, рифмами, эпитетами тоже, наверное, не следовало ожидать чего-то особенного ( ведь у всех практически одинаковые записи – стихотворение-то одно на всех). На этом этапе (скорее всего) шла отработка навыка находить эпитеты, ключевые слова, рифмы. Ребята с этим справились, и надо сказать, что после такой работы (четырёхкратное погружение в текст, составление таблицы) основную мысль сформулировали четче и быстрее, чем обычно.

На третьем этапе (во время рефлексии ребята назвали это 2-й частью) началось оживление: смех, интерес в глазах, удивление, желание обсудить с соседом… но настоящий всплеск эмоций произошел, когда прозвучали получившиеся словосочетания. Не успели успокоиться, а я сообщаю, что эти словосочетания – тема их небольших текстов. Ну,тут… поистине «разгул» эмоций! Надо было видеть их лица! (Жалею, что не было под рукой фотоаппарата).

И ВОТ ТВОРЯТ, ВСЕ СТАРАЮТСЯ. Потом зачитывают. Слушают с интересом друг друга. Смеются.

Конечно, нельзя сказать, что тексты получились глубокими (было-то всего 10 минут. И не будем забывать, что это семиклассники). Более того, некоторые «резвились», создавая свой текст ( к этому располагали их темы). Но тем не менее это не помешало всем быть услышанным, никто не повторялся, даже если темы были похожи. Ребята чувствовали, что это интересно другим.

Что ж свой «круг труда» они совершили. А рефлексия (она проведена устно и письменно) показала, что ребята хотят, чтобы мастерские проводились почаще.

Думаю, ответ на вопрос: идти ли дальше по этому пути – понятен: надо, если это необходимо твоим ученикам.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ТРУД

В мире слов разнообразных,

Что блестят, горят и жгут, –

Золотых, стальных, алмазных, -

Нет священней слова: «Труд!»

Троглодит стал человеком

В тот заветный день тогда, когда

Он сошник повел к просекам,

Начиная день труда.

Всё, что пьём мы полной чашей,

В прошлом создано трудом:

Все довольство жизни нашей.

Все, чем красен каждый дом.

Новой лампы свет победный.

Бег моторов, поездов.

Монопланов лёт бесследный.

Всё – наследие трудов!

Все искусства, знанья, книги –

Воплощённые труды!

В каждом шаге, в каждом миге

Ясно видны их следы.

И на место в жизни право

Только тем, чьи дни – в трудах:

Только труженикам – слава.

Только им – венок в веках!

Но когда заря смеётся,

Встретив позднюю звезду, -

Что за радость в душу льётся

Всех, кто бодро встал к труду!

И, окончив день, усталый.

Каждый щедро награждён.

Если труд, хоть скромный, малый,

Был с успехом завершен!

В.Я. Брюсов

Ключевые слова

Слова, с которыми рифмуется слово «труд»

Эпитеты к слову«труд»




слова, которые созвучны вашему настроению, которые больше всего впечатляют вас