Скачать документ

Автор -Иванова Татьяна Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Агалатовская СОШ» Всеволожского района Ленинградской области

МАСТЕРСКАЯ

« На троне вечный был работник» или «жестокий мучитель и тиран»?»

Цели: - обобщить и систематизировать знания по теме « Образ Петра I в русской литературе;

- формировать умение анализировать текст;

- формировать умение сравнивать художественные и научные тексты;

- формировать навык создания текста.

  • Индуктор.
    • запишите Пётр I Великий
    • рядом запишите слова – ассоциации, возникающие при произнесении этого имени.
    • все по очереди зачитывают слова – ассоциации ( все слушают, по желанию записывают интересные высказывания).
  • 1. Посмотрим, каким предстаёт перед нами Пётр I в народной исторической песне «Петра I
  • Работа с документами.
  • - просмотреть свои записи от начала мастерской. Подчеркнуть 2 наиболее важных для вас слова, увязать их в словосочетание.

Социализация.

Слово мастера (учителя):

Пётр I – русский император – прожил сложную и бурную жизнь, наполненную делами и событиями, иногда страшными и кровавыми, иногда величественными. Поэтому одни историки прославляют первого русского императора, а другие обвиняют его во всех бедах, последовавших после его правления. Не однозначно трактуют образ Петра I и мастера художественного слова – писатели и поэты. Предлагаю прожить мастерскую « На троне вечный был работник» или «жестокий мучитель тиран»?» В ходе мастерской понаблюдаем, каким изображают Петра Великого некоторые писатели и поэты, что пишут о нём историки. Узнаем, что говорил о себе сам Пётр. И попытаемся определиться, кем «видится» нам, людям ХХI века, Пётр I? Кто же он: « на троне вечный работник или « мучитель и тиран» или…?

узнают в шведском городе».

а) прочитайте песню и выпишите в 1 колонку эпитеты, относящиеся к Петру;

б) во 2 колонку выпишите словосочетания с глаголами, с помощью которых передаются

действия Петра;

в) в третью колонку записать вывод, ответив на вопрос: «Каким воспринимает народ

Петра I?”

эпитеты

словосочетания с глаголами

Вывод: каким воспринимает народ Петра I?

Батюшка – царь

Белый

Государь - царь

  • грянул государь гуляти
  • как носило царя
  • наш батюшка не пугался, о замыслах шведских догадался
  • ко крестьянину на двор бросался
  • во кораблик садился, закричал он матросам и солдатам: «гряньте-ко, гребите и плывите поскорее»
  • царь-государь во святую Русь возвратился

В песне выражено восприятие русским народом Петра I не как императора, самодержца, а как личности, пользующейся всеобщим уважением.

2. Теперь обратимся к стихотворению А.С. Пушкина «Стансы».

а) выразительное чтение стихотворения подготовленным учащимся

б) каждый учащийся получает текст стихотворения, читает его и выписывает в 1 колон-

ку слова, словосочетания, с помощью которых а.С. Пушкин характеризует Петра и

его деятельность;

в) второй раз прочитать самостоятельно стихотворение и отметить «характеристики»,

то есть слова – характеристики;

г) во второй колонке напротив цитат записать слово – комментарий (о какой черте харак

тера свидетельствует цитата)

д) в 3-ей колонке формулируют вывод: в чём заслуги Петра I?

Слова, характеризующие Петра и его деятельность

Личные качества Петра

Вывод: каким предстаёт Пётр I у А. С. Пушкина. В чёмзаключаются его заслуги?

  • «правдой он привлёк сердца»
  • «нравы укротил наукой»
  • «самодержавною рукой он смело сеял просвещенье»
  • «не презирал страны родной: он знал её предназначенье»
  • «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник;

он всеобъемлющейду-

шой

На троне вечный был

работник»

  • правдивость, искренность
  • сторонник образования, просвещения
  • патриот
  • труженик; человек с разносторонними интересами, любознателен

Пётр I – преобразователь: в экономике, государственном строе и культуре.

Создатель флота, школ, музея, театра

3. Работа по поэме « Полтава»

- работа в группах: прочитать фрагменты, выписать глаголы

I группа. Изображение Петра перед боем.

« Из шатра,

Толпой любимцев окружённый,

Выходит Пётр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как Божия гроза.

Идёт.»

Глаголы: «выходит», глаза «сияют», «идет».

II группа. Изображение Петра во время боя.

« Полки увидели Петра.

И он промчался пред полками,

Могущ и радостен, как бой.

Он поле пожирал очами»

Глаголы: «промчался», «пожирал» очами.

III группа. Изображение Петра после боя.

« Пирует Пётр. И горд, и ясен,

И славы полон взор его.

И царский пир его прекрасен.

При кликах войска своего,

В шатре своём он угощает

Своих вождей, вождей чужих,

И славных пленников ласкает,

И за учителей своих

Заздравный кубок подымает»

Глаголы: «пирует», «угощает», пленников «ласкает», кубок «подымает».

-выступление по 1 человеку от группы с результатами микроисследования( зачитывают

выписанные глаголы, формулируют ответ на вопрос: как данные глаголы характеризуют

Петра?

- формулирование и запись вывода: Пётр – любимец русского войска, личным примером вдохновляющий бойцов на достижение победы. Ощущаем единство русского командования, сосредоточенного вокруг личности Петра I. Благороден, «горд и ясен» Пётр и на победном пиру. Пётр и его армия исполнены патриотизма, уверенности в победе.

4.Ра бота по повести Ю. Тынянова « Восковая персона»

- в группах прочитать фрагменты из повести. Обсудить. Выбрать одного выступающего от

группы,который подытожит, что нового появляется в образе Петра I? Каков Пётр в

изображении Ю. Тынянова?

- выступление групп.

- формулирование и запись вывода: перед нами трагедия человека, всю жизнь трудившегося для Отечества. («Адля кого трудился?Для Отечества» ). Пётр I оставляет страну в тот момент, когда он так нужен, когда нет рядом преемника, который продолжил бы его дело преобразования России.

Сейчас вашему вниманию предлагаются высказывания Петра I, записанные его современниками и людьми из ближнего окружения монарха, а также выдержки из сочинений В.О. Ключевского.

- прочитать и выбрать 1 – 2 предложения для «переклички голосов»

- «Перекличка голосов» (все учащиеся по очереди зачитывают выбранные предложения без комментариев)

- запись понравившихся высказываний.

- зачитать получившиеся словосочетания

- записать словосочетание посреди строки. Это название вашего текста.

V.Все работают над сочинениемтекста( 10 минут).

Возможные варианты задания:

- составить диалог о Петре I;

- проиллюстрировать фрагмент произведения (на выбор), над которым работали во время

мастерской;

- пантомима ( изобразить какой – нибудь эпизод из жизни Петра I на основе проанализиро-

ванных произведений.

  • Зачитывание текстов учащимися.
  • Рефлексия.
  • Какие моменты мастерской особенно запомнились?
  • Какие чувства сменялись в вашей душе? О чём пришлось задуматься?
  • Какие вопросы и пожелания появились?
  • Нужно ли было сегодняшнее занятие?

IХ. Домашнеезадание. Написать сочинение – размышление по теме мастерской.

Приложения

ПЕТРА IУЗНАЮТВШВЕДСКОМГОРОДЕ

Какникто-то про то не знает, не ведает,

Что куда-то наш государь-царь собирается.

Чистым серебром кораблики изнаполнил,

Красным золотом суденышки изукрасил.

Он берет-то с собой силушки очень мало,

Что одних-то Преображенских гренадеров.

Как приказ-то дает наш батюшка царь белый:

« Ой вы слушайте, офицерушки и солдаты!

Не зовите вы меня ни царем своим, ни государем,

А зовите вы меня заморским купчиной».

Уж и грянул государь-царь по морю гуляти.

Как носило-то царя по морю неделю,

Что носило царя белого другую,

Принесло-то его ко Стекольному государству,

Что к тому ли шведскому королевству.

Не купчинушка по городу гуляет, Что никто-то купчину не узнает,

Узнавал только его гетман земли шведской.

Поскорехонько он к королевнушке метался:

« Ах ты гой еси, наша матушка королевна!

Не купчинушка по городу гуляет,

Что гуляет-то по городу царь белый!»

Как на красное крылечко королевна выходила,

Она семи земель царей портреты выносила,

По портрету царя белого узнавала,

Закричала королевна громким голосом:

« Ой вы гой еси, мои шведские генералы!

Запирайте вы воротички покрепче,

Вы ловите царя белого скорее!»

Уж и тут-то наш батюшка не пугался,

Обо всех он шведских замыслах догадался,

Ко крестьянину он на двор скоро бросался:

« Ты бери-ко, бери, крестьянин, денег вдоволь,

Ты вези меня на край синя моря!»

Скоро вывез его крестьянин на край синя моря, А скорей того во кораблик государь-царь садился,

Закричал он своим матросам и солдатам:

« Ой вы гряньте-ко, ребятушки, дружнее,

Вы гребите и плывите поскорее!»

Как и первая погоня царя белого догоняет,

А другая-то погонюшка настигает.

Как возговорит погоня к царю-государю:

«Ты возьми-ко, возьми, царь белый, нас с собою.

А не возьмешь ты нас, батюшка, с собою,

Уж не быть-то нам, горьким, живыми на свете».

И тут же вся погоня в сине море побросалась,

А нашцарь-государь во Святую Русь возвратился.

СТАНСЫ

В надежде славы и добра

Гляжу вперед я без боязни:

Начало славных дней Петра

Мрачили мятежи и казни.

Но правдой он привлек сердца,

Но нравы укротил наукой,

И был от буйного стрельца

Пред ним отличен Долгорукий.

Самодержавною рукой

Он смело сеял просвещенье,

Не презирал страны родной:

Он знал ее предназначенье.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Семейным сходством будь же горд;

Во всем будь пращуру подобен:

Как он, неутолим и тверд,

И памятью, как он, незлобен.

(А. С. Пушкин)

Фрагменты из поэмы «Полтава» А.С. Пушкина

ПЕТРПЕРЕДБОЕМ

Тогда-то свыше вдохновенный

Раздался звучный глас Петра:

« За дело, с Богом!» Из шатра,

Толпой любимцев окруженный,

Выходит Петр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как Божия гроза.

Идет. Ему коня подводят.

ПЕТР ВО ВРЕМЯ БОЯ

И се – равнину оглашая,

Далече грянуло ура:

Полки увидели Петра.

И он промчался пред полками,

Могущ и радостен, как бой.

Он поле пожирал очами.

За ним вослед неслись толпой

Сии птенцы гнезда Петрова –

В пременах жребия земного,

В трудах державства и войны

Его товарищи, сыны…

ПЕТР ПОСЛЕ БОЯ

Пирует Петр. И год, и ясен,

И славы полон взор его.

И царский пир его прекрасен.

При кликах войска своего,

В шатре своем он угощает

Своих вождей, вождей чужих,

И славных пленников ласкает,

И за учителей своих

Заздравный кубок подымает…

ФРАГМЕНТЫ ИЗ ПОВЕСТИ Ю.Н.ТЫНЯНОВА «ВОСКОВАЯПЕРСОНА»

ГЛАВА 1

5

Всю ночь он трудился во сне, ему снились трудные сны.

А для кого трудился? – Для отечества.

Рукам его снилась ноша. Он эту ношу таскал с одного беспокойного места в другое, а ноги уставали, становились все тоньше и стали под конец совсем тонкие. <…>

Он совсем проснулся.

Печь была натоплена с вечера так, что глазурь калилась и как на глазах лопалась, как будто потрескивала. Комната была малая, сухая, самый воздух лопался, как глазурь, от жары.

Ах, если б малую, сухую голову проняла бы фонтанная прохлада!

Чтобы фонтан напружился и переметнул свою струю – вот тогда разорвало бы болезнь.

А когда все тело проснулось, оно поняло: Петру Михайлову приходит конец, самый конечный и скорый. Самое большее оставалась ему неделя. На меньшее он не соглашался, о меньшем он думать боялся. А Петром Михайловым он звал себя, когда любил или жалел.

И тогда глаза стали смотреть на синие голландские кафли, которые он выписал из Голландии, и здесь пробовал такие кафли завести, да не удалось, на эту печь, которая долго после него простоит, добрая печь.

Отчего те кафли не завелись? Он не вспомнил и смотрел на кафли, и смотрение было самое детское, безо всего.

Мельница ветряная,

и павильон с мостом,

и корабли трехмачтовые.

И море.<…>

Шалаш, и рядом девка большая, и сомнительно, может ли войти в шалаш, потому что не сделана пропорция.

Голландский монах, плешивый, под колючим деревом читает книгу. На нем толстая дерюга и сидит, оборотясь задом.

И море.<…>

Замок, квадратный, старого образца, утки перед замком в заливе, и дерево накренилось. Норд-ост.

И море.<…>

И прощай, море, и прощай, печь.

Прощайте, прекрасные палаты, более не ходить по вас!

Паруса тоже, прощайте!<…>

Прощай, Питер-Бас, господин капитан бомбардирской роты Петр Михайлов!

От злой и внутренней секретной болезни умираю!

И неизвестно, на кого отечество, и хозяйство, и художества оставляю!

Он плакал безголоса в одеяло, а одеяло было лоскутное, из многих лоскутьев, бархатных, шелковых и бумазейных, как у деревенских детей, теплое. И оно промокло с нижнего краю. Колпак сполз с его широкой головы; голова была стриженая, солдатская, бритый лоб.<…>

6

А в ту еще ночь в каморе, что рядом со спальной комнатой, - сидел за столом небольшой человек, рябоват, широколиц, невиден. Шелестел бумагами. Все бумаги были разложены по порядку, чтоб в любое время предстать в спальную комнату и рапортовать. <…>

И утром второго дня человек прошел в спальную комнату тайком и рапортовал. После этого рапорта стало дергать губу, и показалась пена. Человечек стоял и ждал. Он был терпеливый, пережидал, а голову держал набок. Невидный человек. Потом, когда губодерга поменьшела, человечек …

<…> Тогда человек спросил, потише, как спрашивают о здоровье у хворого человека или у погорелого о доме:

_ А как скажешь, сечь ли мне одни только сучья?

Но рот был неподвижен, не дергался более и не отвечал ничего. А глаза были закрыты, и верно, начиналось внутреннее секретное грызение. Тогда рябой подумал, что тот не расслышал, и спросил еще потише:

_ А и скажешь ли наложить топор на весь корень?

А тот молчал, и этот все стоял со своими бумагами. <…>

Тогда глаза раскрылись, Ии тонкий голос, с трещиною, сказал Алексею Мякинину:

_ Тли дотла.<…>

И утром пришел к докладу: тот еще спал. Он постоял на месте.

Потом глаз открыт, и тем дан знак, что слушает. И тихим голосом, даже не голосом, а как бы внутренним воркотаньем, у самого уха, доложено. Но глаз опять закрыт, и Мякинин думал, что лежит без памяти, и стоял, сомневаясь. Но тут покатилась слеза – и той слезой дан знак, что внял. А пальцами другой знак, и его не понял Мякинин: не то – уходить, не то, что нечего делать, нужно дальше следовать, не то как бы : мол,брось; теперь, мол, все равно.<…>

ГЛАВА 3

Сидела ли у трудной постелюшки,

Была ли у душевного расставаньица?

Песнь

В полшеста часа зазвонило жидко и тонко: караульный солдат на мануфакту-

реАпраксина забил в колокол, чтоб все шли на работу.<…>

В полшеста часа было ни темно, ни светло, шел серый снег. Фурманщики задували уже фитили в фонарях.

В полшеста часа забил колоколец у него в горле, и он умер.

В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ.СОЧИНЕНИЯ. ТОМ IV. КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ. ЧАСТЬ 4. ЛЕКЦИЯ LIX.

МЛАДЕНЧЕСТВО

Петр родился в Москве, в Кремле, 30 мая1672 г. Он был четырнадцатое дитя многосемейного царя Алексея и первый ребенок от его второго брака – с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Как только Петр стал помнить себя, он был окружен в своей детской иноземными вещами; все, во что он играл, напоминало ему немца. Петра забавляли музыкальными ящиками, в его комнате стоял даже какой-то « клевикорд» с медными зелеными струнами. С летами детская Петра наполняется предметами военного дела.В ней появляется целый арсенал игрушечного оружия, и в некоторых мелочах этого детского арсенала отразились тревожные заботы взрослых людей того времени.

На четвертом году Петр лишился отца. При царе Федоре, сыне Милославской, положение матери Петра с ее родственниками и друзьями стало очень затруднительно. Другие люди всплыли наверх, овладели делами. Царь Алексей был женат два раза, следовательно, оставил после себя две клики родственников и свойственников, которые насмерть злобствовали одна против другой, ничем не брезгуя в ожесточенной вражде. Милославские осилили Нарышкиных и самого сильного человека их стороны, Матвеева,не замедлили убрать подальше на север, в Пустозерск. Молодая царица-вдова отступила на задний план, стала в тени.ПРИДВОРНЫЙУЧИТЕЛЬ

По старому обычаю Петра начали учить с пяти лет. Старший брат и крестный отец Петра царь Федор не раз говаривал куме-мачехе, царице Наталье: « Пора, государыня, учить крестника». Царица просила кума найти учителя кроткого, смиренного, божественное писание ведущего. Был найден муж кроткий и смиренный, всяких добродетелей исполненный, в грамоте и писании искусный: то был Никита Моисеев сын Зотов, подьячий. Привезли Зотова к царю. Вскоре из комнат царя вышел дворянин и спросил: « Кто здесь Никита Зотов?»Будущий придвлрный учитель так оробел, что в беспамятстве не мог тронуться с места. Отстоявшись, он перекрестился и пошел к царю, который пожаловал его к руке и проэкзаменовал в присутствии Симеона Полоцкого. Ученый воспитатель царя одобрил чтение и письмо Зотова; тогда повезли аттестованного учителя к царице-вдове. Та приняла его, держа Петра за руку, и сказала: « Знаю, что ты доброй жизни и в божественном писании искусен; вручаю тебе моего единственного сына». Зотов залился слезами и, дрожа от страха, повалился к ногам царицы со словами: « Недостоин я, матушка государыня, принять такое сокровище». Царица пожаловала его к руке и велела на следующее утро начать учение. На открытие курса пришли царь и патриарх,отслужили молебен с водосвятием, окропили водой нового спудея и ,благословив, посадили за азбуку. Зотов поклонился своему ученику в землю и начал курс своего учения. Крекшин отметил день, когда началось обучение Петра,- 12 марта 1677г., когда, следовательно, Петру не исполнилось и пяти лет.

УЧЕНИЕ

По словам Котошихина, для обучения царевичей выбирали из приказных подьячих- « учительных людей, тихих и небражников».Зотов был учительный человек, тихий; но, говорят, он не вполне удовлетворял второму требованию, любил выпить. Историки иногда обвиняют Зотова в том, что он не оказал воспитательного, развивающего влияния на своего ученика. Но ведь Зотова позвали во дворец не воспитывать, а просто учить грамоте, и он, может быть, передал своему ученику курс древнерусской грамотной выучки если не лучше, то и не хуже многих предшествовавших ему придворных учителей, грамотеев.Он начал, разумеется, со «словесного учения», то есть прошел с Петром азбуку, Часослов, Псалтырь, даже Евангелие и Апостол; все пройденное по древнерусскому педагогическому правилу взято было назубок. Но простым обучением грамотному мастерству не ограничилось преподавание Зотова. Очевидно, новые веяния коснулись и этого импровизированного педагога из приказа Большого Прихода. Зотов применял прием наглядного обучения. Царевич учился охотно и бойко. На досуге он любил слушать разные рассказы и рассматривать книжки с «кунштами», картинками. Зотов сказал об этом царице, и та велела ему выдать « исторические книги», рукописи с рисунками из дворцовой библиотеки и заказала живописного дела мастерам в Оружейной палате несколько иллюстраций. Так составилась у Петра коллекция «потешных тетрадей», в которых изображены были золотоми красками города, здания, корабли, солдаты, оружие, сражения. Все эти тетради Зотов разложил в комнатах царевича. Заметив, когда Петр начинал утомляться книжным чтением, Зотов брал у него из рук книгу и показывал ему эти картинки, сопровождая обзор их пояснениями. При этом, как пишет Крекшин, касался и русской старины, рассказывал царевичу про дела его отца, про царя Ивана Грозного, восходил и к более отдаленным временам, Димитрия Донского, Александра Невского и даже самого Владимира. Впоследствии Петр очень мало имел досуга заниматься русской историей, но не терял интереса к ней, придавал ей важное значение для народного образования и много хлопотал о составлении популярного учебника по этому предмету. Кто знает? Быть может, во всем этом сказывалась память об уроках Зотова. И на том подьячему спасибо.

СОБЫТИЯ 1682 года

Едва минуло Петру десять лет, как начальное обучение его прекратилось, точнее, прервалось. Царь Федор умер 27 апреля 1682 года. За смертью его последовали известные бурные события: провозглашение Петра царем мимо старшего брата Ивана, интриги царевны Софьи и Милославских, вызвавшие страшный стрелецкий мятеж в мае того года, избиение бояр, потом установление двоевластия и провозглашение Софьи правительницей государства, наконец, шумное раскольничье движение с буйными выходками старообрядцев 5 июля в Грановитой палате. Петр, бывший очевидцем кровавых сцен стрелецкого мятежа, вызвал удивление твердостью, какую сохранил при этом: стоя на Красном крыльце подле матери, он, говорят, не изменился в лице, когда стрельцы подхватывали на копья Матвеева и других его сторонников. Но майские ужасы 1682 года неизгладимо врезались в его памяти. Он понял в них больше, чем можно было предполагать по его возрасту: через год 11-летний Петр по развитости показался иноземному послу 16-летним юношей. Старая Русь тут встала и вскрылась перед Петром со всей своей многовековой работой и ее плодами. Когда огражденный грозой палача и застенка кремлевский дворец превратился в большой сарай и по нему бегали и шарили одурелые стрельцы, отыскивая Нарышкиных, а потом буйствовали по всей Москве, пропивая добычу, взятую из богатых боярских и купеческих домов, то духовенство молчало, творя волю мятежников, благословляя двоевластие, бояре и дворяне попрятались, и только холопы боярские вступились за попранный порядок. Холопы, которых в боярской столице было вдвое больше стрельцов, ждали только знака от своих господ на усмирение мятежников и не дождались. От общественных сил, считавшихся опорами государственного порядка, Петр отвернулся прежде, чем мог сообразить, как обойтись без них и чем их заменить. С тех пор Московский Кремль ему опротивел и был осужден на участь заброшенной барской усадьбы со своими древностями, запутанными дворцовыми хоромами и доживавшими в них свой век царевнами, тетками и сестрами, двумя Михайловнами и семью Алексеевнами и с сотнями их певчих, крестовых дьяков и «всяких верховых чинов».

ПЕТРВПРЕОБРАЖЕНСКОМ

События 1682 года окончательно выбили царицу-вдову из Московского Кремля и заставили ее уединиться в Преображенском, любимом подмосковном селе царя Алексея.

Петр, опальный царь, выгнанный сестриным заговором из родного дворца, рос в Преображенском на просторе. Силой обстоятельств он слишком рано предоставлен был самому себе, с десяти лет перешел из учебной комнаты прямо на задворки. Легко можно себе представить, как мало занимательного было для мальчика в комнатах матери: он видел вокруг себя печальные лица, отставных придворных, слышал все одни и те жегорькие речи о неправде и злобе людской. Скука, какую должен был испытывать здесь живой мальчик, надо думать, и выжила его из комнат матери на дворы и в рощи села Преображенского. С 1683 года, никем не руководимый, он начал здесь продолжительную игру, какую сам себе устроил и которая стала для него школой самообразования, а играл он в то, во что играют все наблюдательные дети в мире, в то, о чем думают и говорят взрослые. Современники приписывали природной склонности пробудившееся еще в младенчестве увлечение Петра военным делом. Из кремлевской Оружейной палаты к Петру в Преображенское таскают разные вещи, преимущественно оружие, из его комнат выносят на починку то сломанную пищаль, то прорванный барабан. При этом Петр ведет чрезвычайно непоседливый образ жизни, вечно в походе: то он в селе Воробьеве, то в Коломенском, то у Троицы, то у Саввы Сторожевского, рыщет по монастырям и дворцовым подмосковным селам и в этих походах за ним всюду возят иногда на нескольких подводах его оружейную казну. Следя за Петром в эти годы, видим, с кем он водится, кем окружен, во что играет; не видим только, садился ли он за книгу, продолжались ли его учебные занятия.

ПОТЕШНЫЕ

Таская нужные доя потехи вещи из кремлевских кладовых, Петр набирал около себя толпу товарищей своих потех. Он начал верстать в свою службу

Молодежь из своих спальников и дворовых конюхов, а потом сокольников и кречетников, образовав из них две роты, которые прибором охотников из дворян и других чинов, даже из боярскиххолопов, развились в два батальона, человек по 300 в каждом. Они и получили название потешных. Не думайте, что это были игрушечные, шуточные солдаты. Играл в солдаты царь, а товарищи его игр служили и за свою потешную службу получали жалованье, как настоящие служилые люди. Звание потешного стало особым чином.С потешными Петр и поднял в Преображенском неугомонную возню, построил потешный двор, потешную съезжую избу для управления командой, потешную конюшню, забрал из Конюшенного приказа упряжь под свою артиллерию. Словом, игра обратилась в целое учреждение с особым штатом, бюджетом, с « потешной казной». Чтобы приучить солдат к осаде и штурму крепостей, на реке Яузе построена была « регулярным порядком потешная фортеция», городок Плесбурх, который осаждали с мортирами и со всеми приемами осадного искусства. Во всех этих воинских экзерцициях, требовавших технического знания, Петр едва мог обойтись одними доморощенными сведениями. По соседству с Преображенским давно уже возник заманчивый и своеобразный мирок, на который искоса посматривали из Кремля руководители Московского государства: то была Немецкая слобода. Сюда и обратился Петр за новыми потехами и воинскими хитростями, каких не умел придумать со своими потешными. В 1684 году иноземный мастер Зоммер показывал ему гранатную стрельбу, любимую его потеху впоследствии. Иноземные офицеры были привлечены и в Преображенское для устройства потешной команды; по крайней мере в начале 1690-х годов, когда потешные батальоны развернулись уже в два регулярных полка, поселенных в селах Преображенском и Семеновском и от них получившие свои названия, полковники, майоры, капитаны были почти все иноземцы и только сержанты – из русских. Но главным командиром обоих полковбыл поставлен русский, Автамон Головин.

ВТОРИЧНАЯШКОЛА

Страсть к иноземным диковинам привела Петра ко вторичной выучке. По рассказу самого Петра, в 1687г. князь Я.Ф.Долгорукий, отправляясь послом во Францию, в разговоре с царевичем сказал, что у него был инструмент, которым « можно брать дистанции или расстояния, не доходя до того места», да жаль – украли. Петрпросил князя купить ему этот инструмент во Франции, и в следующем году Долгорукий привез ему астролябию. Не зная, что с ней делать, Петр прежде всего обратился, разумеется, ко всеведущему немцу «дохтуру». Тот сказал, что и сам не знает, но сыщет знающего человека. Петр с «великою охотою»велел найти такого человека, и доктор скоро привез голландца Тиммермана. Под его руководством Петр « гораздо с охотою» принялся учиться арифметике, геометрии, артиллерии и фортификации. До нас дошли учебные тетради Петра с задачами, им решенными, и объяснениями, написанными его же рукой. Из этих тетрадей прежде всего видим, как плохо обучен был Петр грамоте: он пишет невозможно, не соблюдает правил тогдашнего правописания, с трудом выводит буквы, не умеет разделять слов, пишет слова по выговору, между двумя согласными то и дело подозревает твердый знак. Он плохо вслушивается в непонятные ему математические термины. И сам учитель был не бойкий математик; в тетрадях встречаем задачи, им самим решенные, и в задачах на умножение он не раз делает ошибки. Но те же тетради дают возможность видеть степень охоты, с какою принялся Петр за математику и военные науки. Он быстро прошел арифметику, геометрию, артиллерию и фортификацию, овладел астролябией, изучил строение крепостей, умел вычислять полет пушечного ядра.

НРАВСТВЕННЫЙРОСТПЕТРА

До десяти лет Петр проходит совершенно древнерусскую выучку мастерству церковной грамоты. Но эта выучка шла среди толков и явлений совсем не древнерусского характера. С десяти лет кровавые события, раздражающие впечатления вытолкнули Петра из кремля, сбили его с привычной колеи древнерусской жизни, связали для него старый житейскийпорядок ссамыми горькими воспоминаниями и дурными чувствами, рано оставили его одного с военными игрушками и зотовскими кунштами. Во что он играл в кремлевской своей детской, это теперь он разыгрывал на дворах и в рощах села Преображенского уже не с заморскими куклами, а с живыми людьми ис настоящими пушками, безплана и руководства, окруженный своими спальниками и конюхами. И так продолжалось до 17-летнего возраста. Он оторвался от понятий, лучше сказать, от привычек и преданий кремлевского дворца, которые составляли политическое миросозерцание старорусского царя, его государственную науку, а новых на их место не являлось, взять их было негде и выработать было не из чего . При Зотове была занята преимущественно память;при голландце Тиммермане вовлечены были в занятия еще глаз, сноровка, сообразительность; разум, сердце оставались праздными по-прежнему. Понятия и наклонности Петра получили крайне одностороннее направление. Вся политическая мысль его была поглощена борьбой с сестрой и Милославскими; все гражданское настроение его сложилось из ненавистей и антипатий к духовенству, боярству; стрельцам, раскольникам; солдаты, пушки, фортеции, корабли заняли в его уме место людей, политических учреждений, народных нужд,гражданских отношений. Необходимая для каждого мыслящего человека область понятий об обществе и общественных обязанностях, гражданская этика, долго, очень долго оставалась заброшенным углом в духовном хозяйстве Петра. Он перестал думать об обществе раньше, нежели успел сообразить, чем мог быть для него.

ПРАВЛЕНИЕ ЦАРИЦЫНАТАЛЬИ

Между тем царевна Софья со своим новым «голантом» Шакловитым построила было новый стрелецкий умысел против брата и мачехи. В августе 1689 г. За полночь, внезапно разбуженный, Петр ускакал в лес и оттуда к Троице, бросив мать и беременную жену. Это был с ним едва ли не единственный случай крайнего испуга, показавший, каких ужасов привык он ожидать со стороны сестры. Замысел не удался. Троевластное правление, которому насмешливо удивлялись за границей, но которым были довольны дома, кроме села Преображенского, кончилось: «третье зазорное лицо», как называл Петр Софью в письме к брату Ивану, заперли в монастырь. Царь Иван остался выходным, церемониальным царем; Петр продолжал свои потехи. Власть перешла от падчерицы к мачехе. Но царица Наталья, по отзывам князя Куракина, « была править некапабель, ума малого». Дела правления распределились между ее присными. Лучший из них, князь Б.А. Голицын, ловко проведший последнюю кампанию против царевны,был человек умный и образованный, говорил по-латыни, но « пил непрестанно» и, правя Казанским Дворцом почти неограниченно, разорил Поволжье. О двух других временщиках, брате царицы Льве Нарышкине и свойственнике обоих царей по бабушке Тихоне Стрешневе тот же современник говорит, что первый был человек очень недалекий и пьяный, взбалмошный, делавший добро «без резону», а второй – тоже человек недалекий, но лукавый и злой, «интриган дворовый».Эти люди и повели «правление весьма непорядочное», с обидами и судейскими неправдами; началось «мздоимство великое и кража государственная». Правящей среде под стать было московское общество, служилое и приказное, проявлявшее себя рядом скандалов. В этом придворном обществе напрасно искать деления на партии старую и новую, консервативную и прогрессивную: боролись дикие инстинкты и нравы, а не идеи и направления.

КОМПАНИЯПЕТРА

В такой обстановке очутился Петр по низложении Софьи. Впечатления, шедшие отсюда, не привлекали его внимания к правительственным и общественным делам, и он вполне отдался своим привычным занятиям, весь ушел в «марсовы потехи». Это теснее сблизило его с Немецкой слободой. Слободские знакомства расширили первоначальную «кумпанию» Петра. К комнатным стольникам и спальникам, к потешным конюхам и пушкарям присоединились бродяги с Кокуя. Рядом с бомбардиром « Алексашкой» Меншиковым, человеком темного происхождения, невежественным, едва умевшим подписать свое имя и фамилию, но шустрым и сметливым, а потом всемогущим «фаворитом», стал Франц ЯковлевичЛефорт, авантюрист из Женевы, пустившийся за тридевять земель искать счастья и попавший в Москву, невежественный немного менее Меншикова, но человек бывалый, веселый, говорун, вечно жизнерадостный, преданный друг, неизменный товарищ за бутылкой, мастер веселить и веселиться.Иногда здесь появлялся и степенный шотландец, пожилой, осторожный и аккуратный генерал Патрик Гордон. Если иноземцев принимали в компанию, как своих, русских, то двое русских играли в ней роль иноземцев. В компании обходились без чинов. Эта компания постепенно и заменилаПетру домашний очаг. Брак Петра с Евдокией Лопухиной был делом интриги Нарышкиных и Тихона Стрешнева. По своему образу жизни Петр часто и надолго отлучался из дома. При таких условиях у Петра сложилась жизнь какого-то бездомного, бродячего студента. Он ведет усиленные военные экзерциции, сам изготовляет и пускает замысловатые и опасные фейерверки, проводит смотры и строевые учения, предпринимает походы. И при этом обедает и ночует где придется, то у кого-нибудь в Немецкой слободе, чаще на полковом дворе в Преображенском, всего реже дома, только по временам приезжает пообедать у матери.

ЗНАЧЕНИЕПОТЕХ

Воинские потехи занимали Петра до 24-го года его жизни среди частых попоек с компанией и поездок в Александровскую слободу, в Переяславль и Архангельск. С летами игра незаметно теряла характер детской забавы и становилась серьезным делом. Вместе с царем росло и все незрелое, что его окружало, и пушки, и люди. Толпы потешных превращались в настоящие регулярные полки с иностранными офицерами; из игрушечных пушек и пушкарей вышли настоящая артиллерия и заправские артиллеристы. Потехи имели немаловажное учебное значение. Трехнедельные маневры под Кожуховом, на берегу реки Москвы, в 1694 г., в которые, по свидетельству участника князя Куракина, едва ли, впрочем, не преувеличенному, введено было до 30 тысяч человек, велись по плану, серьезно разработанному при содействии того же Гордона, и о них составлена была целая книга с чертежами станов, обозов и боев.Правда, сам Петр об этой последней своей потехе писал, что под Кожуховом у него, кроме игры, ничего на уме не было, но что эта игра стала предвестницей настоящего дела, каким были азовские походы 1695 и 1696 гг. Они оправдали эту игру, показав ее практическую пользу: Азов был взят с помощью артиллерии, подготовленной потешными экзерцициями, и флота, в одну зиму построенного на реке Воронеже под непосредственным руководством Петра, запасшегося необходимыми для того знаниями на переяславской верфи, и с помощью мастеров, там же выученных.

ПЕТРВ ГЕРМАНИИ

В 1697 г. 25-летний Петр увидел наконец Западную Европу. Он ехал за границу не как любознательный и досужий путешественник, а как рабочий, желавший спешно ознакомиться с недостававшими ему надобными мастерствами: он искал на Западе техники, а не цивилизации. На эту цель была рассчитана обстановка поездки. Он зачислил себя под именем Петра Михайлова в свиту торжественного посольства.

Волонтер посольства Петр Михайлов, как только попал за границу, принялся доучиваться артиллерии. В Кенигсберге учитель его, прусский полковник, дал ему аттестат, в котором, выражая удивление быстрым успехам ученика в артиллерии, свидетельствовал, что означенный Петр Михайлов всюду за осторожного, благоискусного, мужественного и бесстрашного огнестрельного мастера и художника признаваем и почитаем быть может. На пути из Голландии в городке Коппенбурге ужин, которым угостили знатного путника курфюрстины ганноверская и бранденбургская, был, как бы сказать, первым выездом Петра в большой европейский свет. Сначала растерявшись, Петр скоро оправился, разговорился, очаровал хозяек, перепоил их со свитой по-московски, признался, что не любит ни музыки, ни охоты, а любит плавать по морям, строить корабли и фейерверки, показывал свои мозолистые руки, участвовал в танцах. Испытательные смотрины, устроенные московскому диву двумя звездами немецкого дамского мира, сошли довольно благополучно, ипринцессы потом, конечно, не скупились на россказни о вынесенном впечатлении. Они нашли в Петре много красоты, обилие ума, излишество грубости, неуменье есть опрятнои свели оценку на двусмыслицу: это-де государь очень хороший и вместе очень дурной, полный представитель своей страны.

ПЕТР В ГОЛЛАНДИИ

Сообразно своим наклонностям Петр спешил ближе ознакомиться с Голландией и Англией, с теми странами Западной Европы, в которых особенно была развита военно-морская и промышленная техника. Опередив посольство с немногими спутниками, Петр с неделю работал простым плотником на частной верфи в местечке Саардаме среди кипучего голландского кораблестроительства, нанимая каморку у случайно встреченного им кузнеца, которого знал по Москве, между делом осматривал фабрики, заводы, лесопильни, сукновальни, навещая семьи голландских плотников, уехавших в Москву. Однако красная фризовая куртка и белые холщовые штаны голландского рабочего не укрыли Петра от досадливых разоблачений, и скоро ему не стало прохода в Саардаме от любопытных зевак, собиравшихся посмотреть на царя-плотника. Для Петра на верфи заложили фрегат, который делали «наши люди», и недель через 9 спустили на воду. Петр целый день на работе, но и в свободное время редко сидит дома, все осматривает, всюду бегает. Петр постоянно в движении, осматривает всевозможные редкости и достопримечательности, фабрики, заводы, кунсткамеры, госпитали, воспитательные дома, военные и торговые суда, влезает на обсерваторию, принимает у себя или посещает иноземцев, ездит к корабельным мастерам. Поработав месяца четыре в Голландии, Петр узнал, «что подобало доброму плотнику знать», но, недовольный слабостью голландских мастеров в теории кораблестроения, в начале 1698 г. Отправился в Англию для изучения процветавшей там корабельной архитектуры.

ПЕТР В АНГЛИИ

В Англии Петр был радушно встречен королем, подарившим ему свою лучшую новенькую яхту, в Лондоне побывал в Королевском обществе наук, где видел «всякие дивные вещи», и перебрался неподалеку на королевскую верфь в городок Дептфорд, чтобы довершить свои познания в кораблестроении и из простого плотника стать ученым мастером. Отсюда он ездил в Лондон, в Оксфорд, особенно часто в Вулич, где в лаборатории наблюдал приготовление артиллерийских снарядов и «отведывал метания бомб». В Портсмуте он осматривал военные корабли, тщательно замечая число пушек и калибр их, вес ядер. У острова Байта для него дано было примерное морское сражение. В Дептфорде Петру со свитой отвели помещение в частном доме близ верфи, оборудовав его по приказу короля, как подобало для такого высокого гостя. Когда после трехмесячного жительства царь и его свита уехали, домовладелец подал, куда следовало, счет повреждений, произведенных уехавшими гостями. Ужас охватывает, когда читаешь эту опись, едва ли преувеличенную. Полы и стены были заплеваны, запачканы следами веселья, мебель поломана, занавески оборваны, картины на стенах прорваны, так как служили мишенью для стрельбы, газоны в саду так затоптаны, словно там маршировал целый полк в железных сапогах. Видно, что пустившись на Запад за его наукой, московские ученики не подумали, как держаться в тамошней обстановке. Зорко следя там за мастерствами, они не считали нужным всмотреться в тамошние нравы и порядки, не заметили, что у себя в Немецкой слободе они знались с отбросами того мира, с которым теперь встретились лицом к лицу в Амстердаме и Лондоне, и, вторгнувшись в непривычное им порядочное общество, всюду оставляли следы своих москворецких обычаев, заставлявшие мыслящих людей недоумевать, неужели это властные просветители своей страны. Такое именно впечатление вынес из беседы с Петром английский епископ Бернет. Петр одинаково поразил его своими способностями и недостатками, даже пороками, особенно грубостью, и ученый английский иерарх не совсем набожно отказывается понять неисповедимые пути провидения, вручившего такому необузданному человеку безграничную власть над столь значительною частью света.

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Но Петру было не до впечатления, оставляемого имв Западной Европе, когда он, наняв в Голландии до 900 человек всевозможных мастеров, от вице-адмирала до корабельного повара, и истратив на заграничную поездку не менее2,5 миллиона рублей на наши деньги, в мае 1698 г. спешил в Вену, а оттуда в июле внезапно, отказавшись от поездки в Италию, поскакал в Москву по вестям о новом заговоре сестры и о стрелецком бунте. Можно представить, с каким запасом впечатлений, собранных за 15 месяцев заграничного пребывания, возвращался Петр домой. Попав в Западную Европу, он поспешил прежде всего забежать в мастерскую ее культуры и не хотел, по-видимому, идти никуда больше, по крайней мере оставался рассеянным, безучастным зрителем, когда ему показывали другие стороны европейской жизни. Возвращаясь в Россию, Петр должен был представлять себе Европу в виде шумной и дымной мастерской с машинами, кораблями, верфями, фабриками, заводами. Тотчас по приезде в Москву он принялся за жестокий розыск нового стрелецкого мятежа, на много дней погрузился в раздражающие занятия со своими старыми недругами, вновь поднятыми мятежной сестрой. А затем Петр почти без передышки должен был приняться за другое, еще более тяжелое дело:через два года по возвращении из-за границы началась Северная война. Торопливая и подвижная, лихорадочная деятельность, сама собой начавшаяся в ранней молодости, теперь продолжалась по необходимости и не прерывалась почти до конца жизни, до 50-летнего возраста. Северная война с ее тревогами, с поражениями в первое время и с победами потом, окончательно определила образ жизни Петра и сообщила направление, установила темп его преобразовательной деятельности. И в Северной войне Петр выбрал себе роль, соответствующую привычным занятиям и вкусам, усвоенным с детства, впечатлениям и познаниям, вынесенным из-за границы. Это не была роль ни государя-правителя, ни боевого генерала-главнокомандующего. Петр не сидел во дворце подобно прежним царям, рассылая всюду указы, направляя деятельность подчиненных; но он редко становился и во главе своих полков, чтобы водить их в огонь. Предоставляя действовать во фронте своим генералам и адмиралам, Петр взял на себя менее видную техническую часть войны: он оставался обычно позади своей армии, устраивал ее тыл, набирал рекрутов, составлял планы военных движений, строил корабли и военные заводы. Такая безустанная деятельность, продолжавшаяся почти три десятка лет, сформировала и укрепила понятия, чувства, вкусы и привычки Петра. Петр отлился односторонне, но рельефно, вышел тяжелым и вместе вечно подвижным, холодным, но ежеминутно готовым к шумным взрывам – точь-в точь как чугунная пушка его петрозаводской отливки.

СУДЬБАРЕФОРМЫ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Петр внес в свою преобразовательную деятельность не одну личную энергию, но и ряд идей, каковы понятие о государстве и взгляд на науку как государственное средство, и ряд задач, частью унаследованных, частью им впервые поставленных. Эти идеи и задачи сами собой складывались в довольно широкую программу. Петр хотел сделать свой народ богатым и сведущим, а для того с помощью знания поднять его труд до уровня государственных нужд, даже по возможности до западноевропейского уровня, приобретением балтийского берега открыть произведениям этого труда прямой и свободный путь на западные рынки, а влиятельным международным положением обеспечить своей стране общение с Западом и непрерывный приток оттуда технических и культурных средств. Он хорошо сознавал, что не выполнил этой программы, сделал более сильным и богатым государство, но необогатил и не просветил народа и, при праздновании заключения мира со Швецией в 1721г., высказал Сенату, что дальнейшее дело – о мерах, от которых народ получил бы облегчение. Исполнена была реформа военно-финансовая; в своем продолжении она должна была стать социально-экономической, направленной к усилению производительных сил страны с помощью общественной самодеятельности. Он даже начал подготовлять такое продолжение: возложив дела политические, военные и финансовые на бюрократическое центральное управление, составленное из знатоков-специалистов разночинного и даже разноплеменного происхождения, он пытался перенести заботы по народному хозяйству и благоустройству в местное управление, придав ему общественный характер, призвав к самодеятельности два сословия: дворянство и высшее купечество. Но дело не пошло: промышленность после Петра не сделала заметных успехов, внешняя торговля как была, так и осталась пассивной в руках иноземцев; внутренняя падала, подрываемая нелепым способом взыскания недоимок посредством описи купеческих дворов и пожитков; многие бросали торговлю, рассчитывая тем оправдать свою недоимку.

После смерти Петра произошел крутой поворот от его реформ. Трудно сказать, чувствовали люди елизаветинского времени, что идут не по пути, указанному преобразователем. Но елизаветинец граф Кирилл Разумовский несколько позднее при случае выразил это чувство. В 1770г., когда знаменитый церковный вития Платон, сказывая в Петропавловском соборе в присутствии императрицы и двора проповедь по поводу Чесменской победы, театрально сошел с амвона и, ударив посохом по гробнице Петра Великого, призывал его восстать и воззреть на свое любезное изобретение, на флот, Разумовский среди общего восторга добродушно шепнул окружающим: «Чего он его кличет? Если он встанет, нам всем достанется».

ИЗРЕЧЕНИЯПЕТРА IИОПЕТРЕ I

1.Выше всех добродетелей рассуждение, ибо всякая добродетель без разума –

пуста.

2.Победу решает военное искусство и храбрость полководцев и неустрашимость солдат. Грудь их-защита и крепость отечеству.

3.Промедление смерти подобно.

4. Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть при жизни нашей пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы.

5. « Врачую тело свое водами, а подданных – примерами; и в том и в другом исцеление вижу медленное; все решит время; на Бога полагаю надежду».

Майков Л.Н. Рассказы Нартова о Петре Великом.

6. « Я знаю, что и я подвержен погрешностям и часто ошибаюсь, и не буду на того сердиться, кто захочет меня в таких случаях остерегать и показывать мне мои ошибки».

Яков Штелин. Подлинные анекдоты о Петре Великом.

7. « Кости точу я долотом изрядно, а не могу обточить дубиною упрямцев».

Майков Л.Н. Рассказы Нартова о Петре Великом.

8. « Гоняйтесь за дикими зверями, сколько вам угодно; эта забава не для меня; я должен вне государства гоняться за отважным неприятелем, а в государстве моем укрощать диких и упорных подданных».

Яков Штелин. Подлинные анекдоты о Петре Великом.

9. « Страдаю, а все за Отечество! Желаю ему полезное, но враги демонские пакости делают. Труден разбор невинности моей тому, кому дело сие неведомо. Един Бог зрит правду».

Майков Л.Н. Рассказы Нартова о Петре Великом.

10. « Бояться пульки, не идти в солдаты, или кому деньги дороже чести, тот оставь службу».Из письма к адмиралу Крюйсу о морской службе.

11. «Ради благополучия государства я, вы и солдаты жизни не щадили. Лучше смерть, нежели позор! Сия пуля не была жребием смерти моей. Десница Вышнего сохранила меня, чтоб спасти Россию и усмирить гордость брата Карла. Сия баталия – счастие наше: она решила судьбу обоих государств. Тако судил Промысл возвысить славою Отчизну мою, и для того приносить будем благодарение наше Богу в день сей на вечные времена».

Майков Л.Н. Рассказы Нартова о Петре Великом.

12. « Видишь, братец, я и царь, да у меня на руках мозоли; а все от того:

Показать вам пример и хотя бы под старость видеть мне достойных помощников и слуг Отечеству».

Слова Петра Великого, сказанные Ив.Ив.Неплюеву.

13. « Знаю я, что я также погрешаю и часто бываю вспыльчив и тороплив, но я никак за то не стану сердиться, когда находящиеся около меня будут мне напоминать о таких часах, показывать мне мою торопливость и меня оной удерживать».

Голиков И.И. Деяния Петра Великого.

14. « Знаю я, что меня называют жестоким и мучителем, однако, по счастью, те только чужестранцы, кои ничего не знают об обстоятельствах, в коих я сначала многие годы находился, и сколь многие из моих подданных препятствовали мне ужаснейшим образом в наилучших моих намерениях для Отечества, и принудили меня поступить с ними со всякою строгостью, но не жестоко, а менее еще мучительски».

Голиков И.И. Деяния Петра Великого.

15. « Наше Российское государство пред многими иными землями преизобилует, и потребными металлами и минералами благословенно есть, которые до нынешнего времени без всякого прилежания исканы; причина этому была, что наши подданные не разумели рудокопного дела, частию же иждивения и трудов не хотели к оному приложить».

Соловьев С.М. История России с древнейших времен.

16. « Говорят чужестранцы, что я повелеваю рабами, как невольниками. Я повелеваю подданными, повинующимися моим указам. Сии указы содержат в себе добро, а не вред государству. Английская вольность здесь не у места,

Как к стене горох. Надлежит знать народ, как оным управлять. Усматривающий вред и придумывающий добро говорить может прямо мне без боязни. Свидетели тому – вы. Полезное слушать рад я и от последнего подданного; руки, ноги и язык не скованы. Доступ до меня свободен, лишь бы не отягощали меня только бездельством и не отнимали бы времени напрасно, которого всякий час мне дорог».

Майков Л.Н. Рассказы Нартова о Петре Великом.

17. « Я ведаю, почитают меня строгим государем и тираном. Ошибаются в том не знающие всех обстоятельств. Богу известны сердце и совесть моя, колико соболезнования имею я о подданных и сколько блага желаю Отечеству. Невежество, коварство, упрямство ополчались на меня всегда, с того самого времени, когда полезность в государство вводить и суровые нравы преобразовать намерение принял. Сии то суть тираны, а не я. Честных, трудолюбивых, повинующихся, разумных сынов Отечества возвышаю и награждаю я, а непокорных и зловредных исправляю по необходимости. Пускай злость клевещет, но совесть моя чиста. Бог судья мой! Неправое разглагольствие в свете, аки вихрь приходный».

Майков Л.Н. Рассказы Нартова о Петре Великом.

18. « Государь должен отличаться от подданных не щегольством и пышностью, а менее еще роскошью, но неусыпным ношением на себе бремени государственного и попечением о их пользе и облегчении, к тому же таковые убранства только что вяжут меня и отнимают мне руки».

Голиков И.И. Деяния Петра Великого.

19. « Надлежит законы и указы писать ясно, чтоб их не перетолковать.

Правды в людях мало, а коварства много. Под них такие же подкопычинят, как и под фортецию».

Майков Л.Н. Рассказы Нартова о Петре Великом.

20. « Неблагодарный есть человек без совести, ему верить не должно. Лучше

явный враг, нежели подлый льстец и лицемер – такой безобразит челове-

чество».Майков Л.Н. РассказыНартова о Петре Великом.

21. « Мир хорошо, однако притом дремать не надлежит, чтоб не связали рук, да и солдаты чтоб не сделались бабами».

Майков Л.Н. Рассказы Нартова о Петре Великом.

22. « Славные наши ученые люди будут писать книги о всяких науках, которые прикажу я переводить на наш язык; выберу и поручу им молодых людей, которых они должны будут учить наукам по своим книгам и приготовлять их к тому, чтоб они могли других учить тем наукам. Другими же сочинениями о своих науках и новых открытиях, которые будут они издавать на латинском языке, принесут они нам честь и уважение в Европе; иностранцы узнают, что и у нас есть науки и перестанут почитать нас презрителями наук и варварами. Сверх того, присутствующие в Коллегиях, Канцеляриях и других судебных местах должны будут требовать от Академии советов в таких делах, в которых науки потребны».

Яков Штелин. Подлинные анекдоты о Петре Великом.

23. « Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за Государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу Веру и Церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ними неоднократно доказали. Имейте в сражении пред очами вашими правду и Бога, поборающего за вас! А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и в славе для благосостояния вашего!»

Бутурлин Д.М. Военная история походов россиян в ХYIII столетии.

24. « За признание – прощение, за утайку нет помилования. Лучше грех явный, нежели тайный».

Майков Л.Н. Рассказы Нартова о Петре Великом.

25. « Когда государь повинуется закону, тогда не дерзнет никто противиться оному».

26. « Если Бог продлит жизнь и здравие, Петербург будет другой Амстердам»

Майков Л.Н. Рассказы Нартова о Петре Великом.