А.С. Грибоедов "Горе от ума"
Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума"
1821 г. - Тифлис - возникает идея и складывается план написания пьесы, написаны первые два акта. |
1823 г. - Москва - С. Н. Бегичев становится первым слушателем и критиком первых двух действий комедии. |
1823 г. июль - имение Бегичева - Грибоедов заканчивает работу над двумя последними актами. В это же время комедия получает свое окончательное название: «Горе от ума», а не «Горе уму». |
1824 г. - Петербург - автор корректирует ранее написанное, о чем сообщает Бегичеву: «Представь себе, что с лишком восемьдесят стихов или лучше сказать рифм переменил, теперь гладко, как стекло. Кроме того, на дороге мне пришло в голову приделать новую развязку...» |
Середина октября 1824 г. - Грибоедов стал поощрять распространение рукописных копий пьесы. Как считают исследователи, таких копий ходило по рукам около 40 тысяч (по тем временам это огромный тираж). |
15 декабря1824 г. - в альманахе «Русская Талия» напечатаны с цензурными сокращениями и исправлениями 7-10 явления первого акта и третье действие. |
1833 г. (после гибели Грибоедова) - первое отдельное издание пьесы. |
1862 г. - полное, не искаженное цензурой издание. |
Комедия - воспроизводит в основном частную жизнь людей с целью осмеяния общественного и человеческого несовершенства. В основе комедии должен лежать конфликт, противоречие. Достаточно часто комедию «Горе от ума» определяют как комедию характеров. | ||
Пьеса Грибоедова сочетает в себе признаки классицистической и реалистической комедии: | ||
Признаки комедии классицизма Правила трех единств: | Признаки комедии реализма Герои представлены разносторонне, лишены односторонности, присущей комедиям классицизма. | |
Для дополнительной характеристики отрицательных героев автор использует «говорящие» фамилии: Хрюмины, Молчалин, Тугоуховские и др. | Автор свободно обращается с рифмой и ритмом, пропускает метрическое ударение, сохраняя разговорную форму слова. | |
3. Герои пьесы, расстановка сил
Все герои пьесы могут быть условно разделены на два лагеря:
Фамусовское общество: Павел Афанасьевич Фамусов Софья Павловна, его дочь Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме Полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич Горичи, Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович Тугоуховские, князь и его жена с шестью дочерьми Хрюмины, графиня бабушка и графиня внучка Антон Антонович Загорецкий Старуха Хлестова, свояченица Фамусова Г. Н. и Г. Д. Петрушка, слуга Фамусова Репетилов | Чацкий и сторонники его взглядов и убеждений: Александр Андреевич Чацкий Двоюродный брат Скалозуба Племянник княгини Тугоуховской, «химик и ботаник» |
Краткая характеристика героев
4. Конфликты пьесы
Лежит в основе повествования и складывается из взаимоотношения следующих героев: | ||||
Складывается из противостояния следующих групп героев: Фамусовское общество (Фамусов, Скалозуб, Горичи, графини Хрюмины, Тугоуховские, Загорецкий, Репетилов и др.) - Чацкий и внесценические персонажи. | ||||
Чацкий и внесценические персонажи | Фамусовское общество | |||
Типичный образ положительного героя - патриот, человек новых взглядов и высокой морали, искренний, честный, бескомпромиссный. | Это общество, состоящее из столь неповторимых по своей индивидуальности людей, объединено общими взглядами на жизнь, принципами и моралью. | |||
Идеалы и ценности | ||||
* «Служить бы рад, прислуживаться тошно». * «Кто служит делу, а не лицам». | * Все ценности и идеалы жизни прописаны в монологе Фамусова (действие 2, явление 1) и сводятся к следующему - рождение в знатной семье (крестины у докторши), сытная и обильная еда (в более широком смысле удовлетворение всех материальных потребностей и запросов (званый обед), а затем смерть с почестями, чтобы о тебе говорили: «Мир ему! - что за тузы в Москве живут и умирают». * «Я перед родней, где встретиться, ползком». * «Ну как не порадеть родному человечку!.. По отцу и сыну честь». | |||
Чацкий о Фамусовском обществе | Фамусовское общество о Чацком | |||
* «Хлопочут набирать учителей полки Числом поболее, ценою подешевле». * «Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, А тем, кто выше, лесть как кружево плели». * «Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь, и жизнь его спасали: вдруг На них он выменял борзые три собаки!!!» * «О! Если б кто в людей проник: Что хуже в них? Душа или язык?» * «Господствует еще смешенье языков: Французского с нижегородским?» * «Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят Ни годы их, ни моды, ни пожары». * «Как платья, волосы, так и умы коротки!»... * «Нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья». | * Фамусов: «Не служит, то есть в том он пользы не находит, Но захоти: так был бы деловой. Жаль, очень жаль, он малый с головой; И славно пишет, переводит». * Скалозуб о своем двоюродном брате: «Но крепко набрался каких-то новых правил. Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, В деревне книги стал читать». | |||
Основу социального конфликта составляет резкое расхождение во взглядах на цель и смысл жизни, на ее ценности, на место человека в обществе и другие злободневные проблемы, которые представлены в репликах героев. | ||||
В основе лежит проблема выбора образа жизни, определяемого мировоззрением и принципами. | ||||
как Чацкий | как Молчалин | |||
Ум с сердцем не в ладу. | Два таланта - «умеренность и аккуратность». | |||
Искренность, прямота, свободомыслие, не приемлет лицемерие и рабство. Защищает благородство, независимость и высоту мысли, истинность чувств. Его путь - путь борца за справедливость (декабрист). | Софья о Молчалине: * «Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел.» * «А он безмолвием обезоружит...» * «От старичков не ступит за порог...» * «...Молчит, когда его бранят...» * «Он наконец: уступчив, скромен, тих, в лице не тени беспокойства и на душе поступков никаких.» * «Чужих и вкривь и вкось не рубит». | |||
Чацкий о своих принципах и взглядах на жизнь: * «Чины людьми даются, а люди могут обмануться». *« Надеждами я мало избалован» * «Когда в делах, я от веселий прячусь, Когда дурачиться: дурачусь; А смешивать два эти ремесла - Есть тьма искусников, я не из их числа». | Чацкий о Молчалине: * «Ума в нем только мало.» * «Услужлив, скромненький». * «И не богат словами». * «Он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных». | |||
Литературные критики о характере и роли Чацкого: * А. И. Герцен «Еще раз Базаров» (1869 г.) «В его озлобленной, желчной мысли, в его молодом негодовании слышится здоровый порыв к делу, он чувствует, чем недоволен, он головой бьет в каменную стену общественных предрассудков и пробует, крепки ли казенные решетки... У него была та беспокойная неугомонность, которая не может выносить диссонанса с окружающим и должна или сломить его, или сломиться». * О. М. Сомов 1825 г. «...он представил в лице Чацкого умного, пылкого и доброго молодого человека, но не вовсе свободного от слабостей: в нем их две. ..заносчивость и нетерпимость». | Молчалин о своих принципах и правилах: * «...частенько там мы покровительство находим, где не метим». * «И награжденья брать и весело пожить». * «Не смею моего сужденья произнесть». * «В мои лета не должно сметь свои суждения иметь». * « Ведь надобно ж зависеть от других». * «Мне завещал отец: Во-первых угождать всем людям без изъятья; Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была...» | |||
* Ничтожество всегда стремилось сделать благородство своей жертвой. Этот поединок не прекращается никогда. Ведь человека нельзя освободить от человечности, от протеста против зла. * Ничтожество не терпит в своей среде высокого. Оно объявляет благородное безумным, чтобы избавиться от опасности, самоутвердиться. | ||||