Скачать документ

Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Этапы создания

1821 г. - Тифлис - возникает идея и складывается план написания пьесы, написаны первые два акта.

1823 г. - Москва - С. Н. Бегичев становится первым слушателем и критиком первых двух действий комедии.

1823 г. июль - имение Бегичева - Грибоедов заканчивает работу над двумя последними актами. В это же время комедия получает свое окончательное название: «Горе от ума», а не «Горе уму».

1824 г. - Петербург - автор корректирует ранее написанное, о чем сообщает Бегичеву: «Представь себе, что с лишком восемьдесят стихов или лучше сказать рифм переменил, теперь гладко, как стекло. Кроме того, на дороге мне пришло в голову приделать новую развязку...»

Середина октября 1824 г. - Грибоедов стал поощрять распространение рукописных копий пьесы. Как считают исследователи, таких копий ходило по рукам около 40 тысяч (по тем временам это огромный тираж).

15 декабря1824 г. - в альманахе «Русская Талия» напечатаны с цензурными сокращениями и исправлениями 7-10 явления первого акта и третье действие.

1833 г. (после гибели Грибоедова) - первое отдельное издание пьесы.

1862 г. - полное, не искаженное цензурой издание.

2. Особенности жанра

Комедия - воспроизводит в основном частную жизнь людей с целью осмеяния общественного и человеческого несовершенства. В основе комедии должен лежать конфликт, противоречие. Достаточно часто комедию «Горе от ума» определяют как комедию характеров.


Пьеса Грибоедова сочетает в себе признаки классицистической и реалистической комедии:

Признаки комедии классицизма

Правила трех единств:

  • Единство времени (действие происходит в течение одних суток).
  • Единство места (действие происходит в доме Фамусова).
  • Единство действия (основой для развития сюжета является приезд Чацкого в Москву).
  • Признаки комедии реализма

    Герои представлены разносторонне, лишены односторонности, присущей комедиям классицизма.

    Для дополнительной характеристики отрицательных героев автор использует «говорящие» фамилии: Хрюмины, Молчалин, Тугоуховские и др.

    Автор свободно обращается с рифмой и ритмом, пропускает метрическое ударе­ние, сохраняя разговорную форму слова.




    3. Герои пьесы, расстановка сил

    Все герои пьесы могут быть условно разделены на два лагеря:

    Фамусовское общество:

    Павел Афанасьевич Фамусов

    Софья Павловна, его дочь

    Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме

    Полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич

    Горичи, Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович

    Тугоуховские, князь и его жена с шестью дочерьми

    Хрюмины, графиня бабушка и графиня внучка

    Антон Антонович Загорецкий

    Старуха Хлестова, свояченица Фамусова

    Г. Н. и Г. Д.

    Петрушка, слуга Фамусова

    Репетилов

    Чацкий и сторонники его взглядов и убеждений:

    Александр Андреевич Чацкий

    Двоюродный брат Скалозуба

    Племянник княгини Тугоуховской, «химик и ботаник»

    Краткая характеристика героев

    Герой

    Краткая характеристика

    Павел Афанасьевич Фамусов

    фамилия «Фамусов» проис­ходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел под­черкнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мне­ния, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамоус» - знаменитый, известный

    * Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он извест­ный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком с камергером Кузьмой Петровичем.

    * По своим взглядам он «старовер», ярый защитник прав крепостнического дворянства, противник всего нового, про­грессивного.

    * Поклонник обычаев и образа жизни московского дворянства.

    *Гостеприимный, радушный хозяин, интересный рассказчик, любящий и заботливый отец,

    * Властный барин, на службе строг со своими подчиненными, но покровительствует своим родственникам.

    * Не лишен практического житейского ума, добродушия.

    * Способен на ложь и притворство, вспыльчив, льстив перед теми, от кого зависит.

    * Речь героя разнообразна, содержит пословицы, народные выражения.

    * В интонациях хорошо прослеживается отношение Фаму­сова к другим героям: грубо-пренебрежительное к тем, кто «ниже» или ровня; льстивые и заискивающие нотки с теми, кто имеет влияние и власть; ласково-покровительственное в отношении к Софье.

    Алексей Степанович Молчалин

    * Низкопоклонник и делец.

    * Стремление к карьере, умение подслужиться, лицемерие - вот, что составляет основу характера героя.

    * Он немногословен: «не богат словами», «ведь нынче любят бессловесных».

    * Говорит короткими фразами, тщательно подбирая слова, в зависимости от того, с кем говорит.

    * Разработал свою тактику поведения для достижения заветной цели - высокого положения в обществе и материальное благо­получия.

    * У него два таланта: «умеренность и аккуратность».

    * Не имеет никаких нравственных представлений о счастье и долге гражданина, о любви и верности. К Чацкому относится пренебрежительно-покровительственно, пытается его поучать, как надо жить в свете.

    Сергей Сергеевич Скалозуб, полковник.

    Лиза: «И золотой мешок, и метит в генералы»

    * Офицер-карьерист: «мне только бы досталось в генералы».

    * В умственном отношении он недалекий человек (Софья о Скалозубе: «он слова умного не выговорил сроду»).

    * Высказывает осуждение всяческому образованию и просве­щению, осуждая своего двоюродного брата.

    * «Созвездие маневров и мазурки».

    * Не лишен апломба и высокомерия.

    Антон Антонович Загорецкий

    * «Отъявленный мошенник, плут», «и в карты не садись: продаст!».

    * «Лгунишка он, картежник, вор».

    * Иногда делается предположение, что герой может быть близок к политическому сыску.

    * Всегда готов участвовать в скандальных историях, сплетник

    * «Мастер услужить». Несмотря на сомнительную репутацию, принят во всех дворянских домах: «У нас везде ругают, а всюду принимают», - говорит Горич.

    Репетилов

    (фамилия происходит от французского слова «репете», означающего «повторять»)

    * Стремится прослыть передовым человеком.

    * Не имеет своих убеждений, так как все, о чем он говорит, он не понимает, а просто повторяет с значительным и важным видом.

    * Говорливость, быстрые переходы с одной темы на другую характеризуют внутреннюю пустоту героя.

    * «Шумит и только».

    По своему собственному определению - «пустомеля».

    Софья Павловна Фамусова

    * Умная, гордая, с сильным характером, с горячим сердцем, мечтательная.

    * Насмешлива, мстительна.

    * Дает очень точные характеристики гостям в доме своего отца.

    * Ее ум проявляется в высказываниях обобщенного характе­ра: «Счастливые часов не наблюдают», «Подумаешь, как счастье своенравно, а горе ждет из-за угла».

    * «Это - смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота - все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга». (А. И. Гончаров «Мильон терзаний»)

    Александр Андреевич Чацкий

    Лиза: «...так чувствителен, и весел, и остер...»

    Софья: «Остер, умен, крас­норечив, в друзьях особен­но счастлив...»

    * Ум Чацкого - могучая сила в борьбе с косностью и деспо­тизмом.

    * В данном контексте «умный» синоним понятиям «вольнодум­ный», то есть человек независимых, свободолюбивых взглядов.

    * Патриот, искренне желающий процветания своему Отечеству. Презирает чинопочитание и карьеризм.

    * Осуждает крепостнические порядки, говорит о несправедливо­сти века минувшего «покорности и страха», «века лести и спеси».

    * Осуждает подражание всему заграничному, преклонение перед французскими или немецкими традициями, ратует за развитие национального, русского.

    * Считает, что человек заслуживает уважения не по его происхо­ждению или количеству крепостных, а за его личные достоинства.

    4. Конфликты пьесы

    Любовный конфликт


    Лежит в основе повествования и складывается из взаимоотношения следующих героев:
    Чацкий - Софья
    Софья - Молчалин
    Молчалин - Лиза
    Лиза - буфетчик Петрушка


    Социальный конфликт

    Складывается из противостояния следующих групп героев: Фамусовское общество (Фамусов, Скалозуб, Горичи, графини Хрюмины, Тугоуховские, Загорецкий, Репетилов и др.) - Чацкий и внесценические персонажи.

    Чацкий и внесценические персонажи

    Фамусовское общество

    Типичный образ положительного героя - патриот, человек новых взглядов и высо­кой морали, искренний, честный, бес­компромиссный.

    Это общество, состоящее из столь неповторимых по своей индивидуальности людей, объединено общими взглядами на жизнь, принципами и мо­ралью.

    Идеалы и ценности

    * «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

    * «Кто служит делу, а не лицам».

    * Все ценности и идеалы жизни прописаны в мо­нологе Фамусова (действие 2, явление 1) и сво­дятся к следующему - рождение в знатной семье (крестины у докторши), сытная и обильная еда (в более широком смысле удовлетворение всех материальных потребностей и запросов (званый обед), а затем смерть с почестями, чтобы о тебе говорили: «Мир ему! - что за тузы в Москве жи­вут и умирают».

    * «Я перед родней, где встретиться, ползком».

    * «Ну как не порадеть родному человечку!.. По отцу и сыну честь».

    Чацкий о Фамусовском обществе

    Фамусовское общество о Чацком

    * «Хлопочут набирать учителей полки Числом поболее, ценою подешевле».

    * «Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, А тем, кто выше, лесть как кружево плели».

    * «Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь, и жизнь его спасали: вдруг

    На них он выменял борзые три собаки!!!»

    * «О! Если б кто в людей проник: Что хуже в них? Душа или язык?»

    * «Господствует еще смешенье языков: Французского с нижегородским?»

    * «Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят

    Ни годы их, ни моды, ни пожары».

    * «Как платья, волосы, так и умы коротки!»...

    * «Нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья».

    * Фамусов:

    «Не служит, то есть в том он пользы не находит, Но захоти: так был бы деловой. Жаль, очень жаль, он малый с головой; И славно пишет, переводит».

    * Скалозуб о своем двоюродном брате: «Но крепко набрался каких-то новых правил. Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, В деревне книги стал читать».

    Основу социального конфликта составляет резкое расхождение во взглядах на цель и смысл жизни, на ее ценности, на место человека в обществе и другие злободневные про­блемы, которые представлены в репликах героев.

    Философский конфликт (вневременной)

    В основе лежит проблема выбора образа жизни, определяемого мировоззрением и принципами.

    как Чацкий

    как Молчалин

    Ум с сердцем не в ладу.

    Два таланта - «умеренность и аккуратность».

    Искренность, прямота, свободомыслие, не приемлет лицемерие и рабство. Защищает благородство, независимость и высоту мысли, истинность чувств. Его путь - путь борца за справедливость (декабрист).

    Софья о Молчалине:

    * «Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел.»

    * «А он безмолвием обезоружит...»

    * «От старичков не ступит за порог...»

    * «...Молчит, когда его бранят...»

    * «Он наконец: уступчив, скромен, тих, в лице не тени беспокойства и на душе поступков никаких.»

    * «Чужих и вкривь и вкось не рубит».

    Чацкий о своих принципах и взглядах на жизнь:

    * «Чины людьми даются, а люди могут обмануться».

    *« Надеждами я мало избалован»

    * «Когда в делах, я от веселий прячусь, Когда дурачиться: дурачусь;

    А смешивать два эти ремесла - Есть тьма искусников, я не из их числа».

    Чацкий о Молчалине:

    * «Ума в нем только мало.»

    * «Услужлив, скромненький».

    * «И не богат словами».

    * «Он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных».

    Литературные критики о характере и роли Чацкого:

    * А. И. Герцен «Еще раз Базаров» (1869 г.)

    «В его озлобленной, желчной мысли, в его молодом негодовании слышится здоровый порыв к делу, он чувствует, чем недоволен, он головой бьет в каменную стену общественных предрассудков и пробует, крепки ли казенные решетки... У него была та беспокойная неугомонность, которая не может выносить диссонанса с окружающим и должна или сломить его, или сломиться».

    * О. М. Сомов 1825 г. «...он представил в лице Чацкого умного, пылкого и доброго молодого человека, но не вовсе свободного от слабостей: в нем их две. ..­заносчивость и нетерпимость».

    Молчалин о своих принципах и правилах:

    * «...частенько там мы покровительство находим, где не метим».

    * «И награжденья брать и весело пожить».

    * «Не смею моего сужденья произнесть».

    * «В мои лета не должно сметь свои суждения иметь».

    * « Ведь надобно ж зависеть от других».

    * «Мне завещал отец: Во-первых угождать всем людям без изъятья; Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была...»

    * Ничтожество всегда стремилось сделать благородство своей жертвой. Этот поединок не прекращается никогда. Ведь человека нельзя освободить от человечности, от протеста против зла.

    * Ничтожество не терпит в своей среде высокого. Оно объявляет благородное безумным, чтобы избавиться от опасности, самоутвердиться.